«Особенные люди — особая забота»: как сотрудники с инвалидностью могут помочь себе и окружающим

Елена и Оксана познакомились во время обучения в Институте советников. Они создали проект «Особенные люди — особая забота» — стажировку в доме-интернате «Забота». Участниками проекта стали люди с инвалидностью, имеющие статус ограниченно дееспособных и проживающие в Богородске в отделении специализированного жилого дома.
В Богородске Нижегородской области с 1987 года работает Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Сегодня Центр оказывает надомную, срочную социальную и правовую помощь, в нём открыто отделение дневного пребывания, специализированный жилой дом. Под руководством директора Елены Волковой организована дневная занятость для людей с инвалидностью.
В доме-интернате «Забота» в Камызякском районе Астраханской области живут люди с психическими расстройствами — в основном это пенсионеры. За 10 лет под руководством директора Оксаны Кушалаковой в «Заботе» не только наладили работу с пожилыми подопечными, но и запустили проекты для активного долголетия и социальную «передышку» для семей людей с инвалидностью. 
Новые проекты развиваются силами сотрудников дома-интерната, партнёрских учреждений и волонтёров: получить дополнительное финансирование на повышение зарплат, найм новых сотрудников или запуск новых инициатив проблематично. Оксана отмечает, что в регионе действуют различные НКО, но большинство из них ориентированы на другие задачи.
Кадровый голод и недостаток финансирования.
Многие сферы сталкиваются с нехваткой квалифицированных кадров, но социальный сектор ощущает эту проблему особенно остро. Уход за пожилыми людьми, людьми с инвалидностью требует много физических и моральных сил. С точки зрения навыков, это сфера в которой необходимо постоянно учиться новому, чтобы облегчать жизнь подопечных. Работа в социальных учреждениях не высокооплачиваемая, и даже заполненного штата не хватает для внимательного ухода за всеми жителями. Рост интереса к диджитал-профессиям у молодёжи ставит социальную сферу под угрозу: Оксана предполагает, что в помогающие организации будет приходить всё меньше молодых специалистов.
Появляется дополнительная нагрузка. Опекунам приходится либо работать больше, чтобы обеспечить семью, либо увольняться и ухаживать за человеком с инвалидностью. Государство обеспечивает людей выплатами, но зачастую их недостаточно для комфортной жизни, оплаты лекарств и реабилитации. Так люди, которые могли быть частью общества, остаются в исключённой группе в состоянии финансовой зависимости.
Выученная беспомощность и её экономические последствия.
Среда, в которой человека с инвалидностью воспринимают как ограниченного в возможностях, демотивирует. Многие не получают поддержки и не учатся принимать самостоятельные решения — их уверенность в себе снижается. В таких условиях даже люди, которые могли бы жить и работать самостоятельно или с сопровождением, остаются на полном попечении семьи или интерната. 
Без документа об основном общем образовании нельзя поступить на следующую ступень по общему набору. Так у людей с инвалидностью остаётся ещё меньше шансов найти работу и стать автономнее.
Ограниченные возможности для профессиональной реализации людей с инвалидностью.
По словам Елены, из 14 участников сопровождаемого проживания Богородского спецжилдома, многие из которых из детских домов, документы об образовании есть только у троих. При переездах из одного соцучреждения в другое документы потеряли, восстановить их не удаётся. Одна из причин такой халатности — формальность образования в детских интернатах. Зачастую воспитанников не обучают, а руководство относится к документам несерьёзно — особенно это касается детей с ментальными нарушениями.
Проект Елены и Оксаны родился в обсуждении проблем, с которыми сталкиваются социальные учреждения. Основная причина проблем — стигматизация людей с инвалидностью. Пока общество выделяет граждан с физическими и ментальными нарушениями здоровья в отдельную группу, они продолжают жить в условиях ограничений. Вот с какими сложностями сталкиваются жители социальных учреждений в Богородске и Камызякском районе.
Как ограничения для людей с инвалидностью отражаются на общественной жизни
За несколько месяцев работы АНО уже помогла найти сиделок для заботы о людях с деменцией, начала работу с региональным министерством социального развития и труда и подведомственными учреждениями. Именно сотрудничество с «ДОС» стало решающим для запуска проекта «Особенные люди — особая забота»: организация купила билеты в Камызяк и оплатила проживание подопечным Богородского спецжилдома на время стажировки.
«Каждый случай регистрации НКО уникален, — отмечает Светлана. — Важно не упустить особенности выбранных видов деятельности организации, корректно отразить характеристику целевой аудитории. Именно слаженная работа заинтересованных сторон может привести к успешному результату — быстрой регистрации НКО, как в нашем случае. Мы с Оксаной и Еленой на связи по любым вопросам, есть идеи по реализации проектов в будущем».
«В одной из бесед мы выяснили, что у Оксаны очень много идей проектов, которые в рамках госучреждения реализовать невозможно. Но рядом есть команда активных и инициативных людей, готовых с большим удовольствием вовлекаться в деятельность АНО и социально значимые проекты», — вспоминает Светлана. Она помогла с созданием социально-ориентированной НКО в Астраханской области. Светлана поделилась авторской анкетой для регистрации НКО, а её коллеги сопровождали Оксану и Елену в процессе заполнения и учреждения организации. В апреле 2025 года АНО «Дом открытых сердец», или «ДОС», начал работу.
Открытие АНО «Дом открытых сердец».
Во время учёбы в Институте Оксана и Елена познакомились со Светланой Салминой, исполнительным директором Республиканского ресурсного центра по поддержке социально ориентированных НКО из Татарстана. 
Помощь с получением образования.
Елена узнала о возможности организовать обучение по специальности «санитар» в медицинском колледже. Для ребят сделали специальный план обучения, для которого не требовалось читать и писать. Они посещали занятия вместе с другими студентами по субботам, а два раза в неделю повторяли пройденный материал с социальным работником, владеющим ясным языком — адаптированным вариантом стандартного языка для упрощённого чтения и понимания. В итоге 6 участников сопровождаемого проживания и 4 выпускника специальной школы 8-го вида получили свидетельства и прошли практику в Центральной районной больнице.
Первым жителям помогли и с ремонтом, и с трудоустройством: они заняли свободные вакансии в Центре. Следующих участников заселяли в квартиры с готовым ремонтом, но только базовой мебелью, чтобы у них был стимул работать и делать жизнь комфортнее. «Иждивение, которое за столько лет сформировалось, очень трудно выбивать. Мы объясняем: если хочешь жить в обществе, как все, учись по чуть-чуть откладывать, экономить, копить на то, что хочешь», — объясняет Елена.
Сопровождаемое проживание и развитие самостоятельности. 
Елена пришла в Богородский центр в 2021 году. Одной из первых её задач была реализация пилотного проекта по сопровождаемому проживанию. Она вспоминает, как в короткие сроки делали ремонт для первых жителей, налаживали быт, показывали город. «Когда ребята освоились, мы задумались — а что мы с ними делать будем? Через два месяца они сказали: „Всё здорово, но мы никуда больше не пойдём, уже всё можем и умеем“. Тогда мы поняли: чтобы жить хорошо, люди должны заниматься делом и самостоятельно зарабатывать», — рассказывает Елена.
Быстро изменить отношение общества к инвалидности невозможно, но можно идти к этому, подавая личный пример, — так считают и Оксана, и Елена. Своей работой они показывают, как может меняться социальная сфера.
От развития самостоятельности до сопровождаемого трудоустройства: как прийти к этому
Годы подготовки принесли отличный результат: новые города, аэропорты и перелёт были волнующим опытом для девушек, но они успешно перенесли дорогу и начали работу в «Заботе». «Думаю, они настолько вникли в эту работу, потому что почувствовали себя нужными, — делится Оксана. — Они могли везде зайти, узнать, чем живёт каждый житель. Запретных тем и вопросов не было, и, наверное, эта открытость сыграла ключевую роль».
Стажировка и новый опыт.
Участницы стажировки 10 дней работали санитарками: помогали медсёстрам, ухаживали за подопечными и посещали медицинские семинары с другими сотрудниками. Кроме закрепления профессиональных навыков и укрепления уверенности в своей самостоятельности, проект помог развитию когнитивных способностей и социальных навыков девушек, уверена Оксана.
«Я уверен, что Елена и Наташа на пути к своей мечте! Такие проекты, как „Особенные люди — особая забота“, важны и нужны. В интернатах очень много людей, имеющих потенциал развиваться. Им надо немного помочь — всем по-разному. Каждый человек, проживающий в ПНИ, — это отдельная история, отдельная жизнь, стёртая режимом, регламентом, нормами, СанПиНом, стандартами. А такие инициативы дают право на жизнь. Посмотрите, как вы живёте, как живут ваши друзья и родственники, — у всех всё по-своему. Вот и люди в ПНИ должны жить неодинаково!» — делится Андрей.
Юбилей «Заботы» и общение с региональными властями.
Другой важный аспект — юридическое оформление стажировки. Участницы проекта — Елена Андреева и Наталья Шесякина — ограниченно дееспособные люди. Девушки уже больше трёх лет живут в Богородском спецжилдоме, куда перешли из Автозаводского ПНИ в Нижнем Новгороде. Их опекуном остаётся директор ПНИ Андрей Пануров, выпускник Института советников. Несмотря на все сложности, он подписал соглашение на участие подопечных в проекте. По его словам, девушки полностью справляются с обычными делами, а стажировка — это следующий шаг в их самостоятельной жизни.
В начале сентября дом-интернат отмечал десятилетие масштабным праздником, на который пригласили и участниц стажировки. Проект «Особенные люди — особая забота» особенно заинтересовал представителей региона. Елена Андреева и Наталья Шесякина рассказали о работе в «Заботе» вице-губернатору и председателю Государственной думы Астраханской области.
«Мы исходили из их физического состояния. Как они перенесут дорогу, смогут ли влиться в коллектив и насколько готовы к восприятию новой информации. Нельзя забывать, что на фоне положительных эмоций у участников могут быть и „откаты“ в развитии — из-за перегрузки. Выбрали девушек, которые четыре года участвовали в проекте сопровождаемого проживания и изо дня в день развивали самостоятельность. Но в наших планах дать шанс каждому», — рассказывает Елена. Она же и сопровождала участниц в дороге.
«Страх и стереотипность не дают правильно оценить их возможности. Если бы мы не смотрели на диагноз, не думали о том, что они не могут, успехов было бы гораздо больше. Ребята должны получать доход, помимо пенсии, жить обычную жизнь: ходить в кино, ездить в Нижний Новгород или Казань», — считает Елена Волкова. 
Решение финансового вопроса перевело проект в стадию реализации. Елена вспоминает, что многие выпускники медколледжа из числа подопечных Центра захотели принять участие в программе. 
Оксана уверена, что личное общение представителей региональной власти с людьми с инвалидностью поможет борьбе со стигматизацией и поддержит социально ориентированные проекты на институциональном уровне. «На юбилее были ребята из комплексного центра, девочки из Нижегородской области, наши бабушки. Они всё понимают, общаются, помогают друг другу и себе. Такая обычная жизнь — какая и должна быть. Для несведущих людей человек с психическими заболеваниями сидит дома либо находится, как говорят, в „психушке“ — это убеждение нужно менять», — считает Оксана.
Трёхстороннее соглашение и отбор кандидатов.
Стажировка в «Заботе»: шаги к реализации и результаты
«У людей с инвалидностью есть индивидуальная программа реабилитации, где прописано, кем они могут работать. И мы могли бы дать медико-социальную экспертизу на основании нашего проекта, рассказать, чем люди могут заниматься. Я как работодатель могла бы взять к себе в штат Лену и Наташу. Под руководством медсестёр они могут выполнять работу младшего медицинского персонала. Даже сопровождать подопечных на прогулках, просто посидеть, поговорить с бабушками. Это же тоже работа», — заключает Оксана.
Кадровая обеспеченность.
Опыт Елены Андреевой и Натальи Шесякиной в «Заботе» показал: при правильном подходе к обучению и внимательном сопровождении на рабочем месте люди с инвалидностью могут стать полноценными сотрудниками. Оксана видит в этом перспективное направление для закрытия рабочих мест — в первую очередь в социальном секторе.
«Центры соцобслуживания должны поддерживать интернаты и выстраивать параллельную работу. Неинформированность на местах и нежелание помогать людям приводит к тому, что приходится его дёргать директоров интернатов», — делится она.
Информационно-координационный центр.
В планах развивать центр социального обслуживания в Астраханской области, куда люди смогут обращаться за помощью по оформлению документов и устройству в дом-интернат, получению выплат и за правовой поддержкой. Елена отмечает, что это задача именно работников социальной службы. 
Обмен кадрами и сопровождаемое трудоустройство.
Оксана и Елена обсуждают дальнейшее развитие проекта: принять участие в стажировке по обмену хотят не только подопечные, но и сотрудники учреждений. Для обмена необходимы изменения в законодательстве. Если они произойдут, то сотрудники, которые занимаются долговременным уходом в стационаре, могут отрабатывать нагрузку в сопровождаемом проживании — и наоборот. 
Планы на будущее
Светлана Салмина: «Спасибо Институту советников за возможность общаться на встречах выпускников и модулях новых потоков. В рамках такого взаимодействия всегда рождаются новые мысли и идеи».
Здесь ты попадаешь в команду единомышленников. Наши идеи бывают немного сумасшедшими — но зато вот к какому результату они приводят. И внутри сообщества мы понимаем, что, когда возникают вопросы, мы любому можем позвонить или написать — никто не оставит без помощи».
Елена Волкова: «Я развила навык публичных презентаций — всегда же страшно выступать! Научилась рассказывать структурировано, как всё устроено, как прийти к результату. А ещё — не бояться спорить, отстаивать свою точку зрения. 
Мы научились смотреть под другим углом, с человеком разговаривать из его позиции. Если человек сидит, мы не можем стоять: садишься — и разговор получается абсолютно другим, тебя слышат. И на свою работу я тоже посмотрела под другим углом. Где-то было лестно, что некоторые моменты я уже сделала до обучения, а что-то я полностью перечеркнула после Института».
Нам давали теоретические знания специалисты из ведущих вузов, чтобы мы могли мыслить масштабно, считали, анализировали, работали с базами данных и статистикой. И, конечно, практика: когда ты видишь учреждения в других регионах, начинаешь сравнивать, задавать вопросы и понимаешь, куда двигаться.
Оксана Кушалакова: «Курс нам дал чувство уверенности в своих силах. Я убедилась, что я на правильном пути, делаю правильные вещи. Может быть, где-то коряво, но правильно. Нас учили не стесняться и показывать всё, что делаем. Когда мы показываем, мы тоже учимся: получаем замечания, учимся воспринимать критику правильно.
Какие знания и практики помогли в реализации проекта