Новости

Редкие специалисты были подготовлены для работы в ПНИ и ДДИ Нижегородской области при поддержке проекта Народного фронта «Регион заботы»

Обучение Реформирование социальной сферы
В конце апреля завершилось обучение 12 сотрудников нижегородских психоневрологических интернатов и детских домов-интернатов по программе «Эрготерапия». Специалисты прошли дистанционный теоретический курс и очную практику в одном из лучших медицинских вузов страны – Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова. Обучение было организовано по инициативе и при поддержке проекта Народного фронта «Регион заботы».

Эрготерапия – это раздел медицинской реабилитации, но она применяется и в социальной реабилитации. Дословно это означает «восстановление здоровья занятостью», то есть выполнением повседневных задач. Многие воспитанники детских домов-интернатов и подопечные психоневрологических интернатов очень нуждаются в помощи таких редких для России специалистов: правильное позиционирование, помощь в развитии навыков питания, ухода за собой, игры и многого другого значительно улучшает качество жизни людей с инвалидностью, в том числе с нарушением психических функций.

«У человека с ОВЗ не зависимо от того, какой у него диагноз, могут быть какие-то трудности. Например, у ребенка с ДЦП трудности с движением, у детей с когнитивными нарушениями – с обучением. Для того, чтобы улучшить здоровье, стимулировать моторное или интеллектуальное развитие, эрготерапевт правильно организует домашние рутины ребенка. Правильно учит самостоятельно обуваться, одеваться, решать повседневные задачи, ухаживать за собой, помогать другим, играть», - рассказала врач ЛФК и СМ, специалист по постуральному менеджменту и по эргореабилитации Екатерина Хитрова.

Она также сообщила, что почти 80% нашего интеллекта в день используется для решения именно повседневных задач. Это очень мощный инструмент восстановления возможностей детей с инвалидностью. «А порой не восстановления, а реализации скрытого в детях потенциала. Мы ведь порой даже не знаем, на что ребенок способен, пока не начинаем с ним работать», - добавила Екатерина Хитрова.

Часто способности детей в детских домах-интернатах не развиты не в силу диагноза, а из-за так называемой педагогической запущенности. В стенах интерната некоторые навыки воспитанникам просто не нужны: большинство никогда не было в магазине, они не умеют пользоваться деньгами, не понимают, как подбирать продукты, готовить (даже элементарные для нас вещи, такие как бутерброд).

Эрготерапевты объяснят воспитанникам, что для приготовления бутерброда надо взять кусочек хлеба, намазать его маслом, а сверху положить сыр. Для этого нужно сходить в магазин и купить необходимые продукты. А дети удивляются: «Ничего себе, я так могу?» Занятия эрготерапией в том числе могут подготовить ребят к более самостоятельной жизни в будущем.

«Все люди так устроены, что без занятий увядает нервная система, познавательные процессы. Если ребенок «лежачий» – не значит, что он ничего не чувствует. Если он не может сказать, что ему неудобно, – не значит, что ему удобно. Всегда надо отслеживать реакцию. После правильного позиционирования ребята начинают улыбаться. Жизнь всегда можно улучшить, пускай и в мелочах», - делится один из студентов курса, педагог-психолог Арзамасского дома социального обслуживания «Маяк» Артем Лисов.

На практике в петербургском медуниверситете им. Павлова студенты проходили занятия по кормлению, по оборудованию среды вокруг человека, позиционированию. Сейчас обучение закончено, и участники программы начинают внедрять приобретенные знания в рабочий процесс.

Напоминаем, курс повышения квалификации стартовал в феврале 2022 года, в нем приняли участие 12 человек из Арзамасского, Замятинского ДДИ, Борского и Автозаводского ПНИ. Обучение вела доктор наук, психолог, эрготерапевт Мария Мальцева.