«Этот закон в случае принятия обеспечил бы права пожилых или болеющих родителей, чьи взрослые дети нуждаются в постоянном постороннем сопровождении», – сказала Федермессер.
Она отметила, что сегодня в российских интернатах проживают более 330 тыс. человек, а еще более 2 млн человек могут в этих интернатах оказаться. Тем не менее нужно говорить и о здоровых детях и родителях, которые могут однажды столкнуться с тяжелой болезнью и которым будет необходим особый уход. Продолжительность жизни увеличивается, а это означает, что россияне, возможно, будут чаще доживать до возраста «когнитивных старческих нарушений».
«И на сегодняшний день в нашей стране нет никаких других инструментов, кроме платной сиделки (негосударственный инструмент) и ПНИ (государственный инструмент). Я не хочу своей деменцией или болезнью Альцгеймера ухудшать качество жизни своих детей, но и в психоневрологический интернат я тоже не хочу. Я, как родитель, хочу, чтобы к моей старости у меня были другие возможности. Без закона о распределенной опеке это не получится.
Закон о распределенной опеке касается не 330 тысячи человек и не 2,5 миллиона человек. Закон о распределенной опеке, как и в свое время закон о паллиативной помощи, касается всех 146 миллионов граждан России», – подчеркнула автор проекта ОНФ «Регион заботы».
Она пояснила, что в случае смерти родителей, какими бы статусными они ни были, нет гарантии, что ребенок не попадет в детский дом, интернат или ПНИ. И в данном случае законопроект позволит «увеличить количество родителей» у тех, кто попал в социальные учреждения. Такими «родителями» смогут выступить родственники проживающих в интернатах людей или сотрудники благотворительных НКО.
«Это вовсе не увеличение прав некоммерческих организаций, не передача контроля от государства некоммерческим организациям. Распределенная опека – это усиление государственных институтов по контролю за качеством жизни уязвимых групп граждан, потому что этот закон дает тем, кому это необходимо, дополнительные ноги и дополнительные опоры», – сказала Федермессер.
Она отметила, что ПНИ являются закрытыми учреждениями, потому что их руководители стараются обеспечить подопечным безопасность и обезопасить себя от нарушений со стороны подопечных. «В результате мы имеем ГУЛАГ», – подчеркнула Федермессер, призвав передать опекунские функции в том числе общественным организациям, чтобы они могли контролировать ситуацию в интернатах. А чтобы государство доверяло НКО, которые могут, например, получить опекунские функции, но затем остаться без денег, автор проекта ОНФ «Регион заботы» предлагает создать резервный фонд, из которого таким некоммерческим организациям будут помогать. Также можно сформировать реестр надежных НКО и организовать над ними государственный контроль органов опеки, чтобы уменьшить риски государства при принятии законопроекта.
«Очень хочу надеяться, что до конца работы этой Государственной думы закон будет принят в том виде, в котором он нужен нам – с настоящей распределенной опекой, с закреплением прав НКО, с правом оказывать помощь на дому», – заключила Федермессер.